Научить детей быть самостоятельными, добывать правильно нужную информацию, используя разные источники учащихся обобщать, сопереживать, анализировать, делать определенные выводы, учиться учить себя
Спасибо, Лариса Александровна, вам в начальной школе это на мой взгляд сложнее всего. Ваша статья показала приемы формирования читательской грамотности. Это первые шаги умения читать между строк...
Для решения задачи видеть неявную информацию учащиеся должны пройти по определенному алгоритму после прочтения текста: - найти в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде, а затем и в неявном виде; - определить тему и главную мысль текста; - делить текст на смысловые части; - вычленить основные события и их последовательности; - сравнить между собой объекты, выделяя несколько существенных признаков; - и еще раз выделить и понять информацию, представленную в неявном виде.
Понимает ли ребенок все, что до него пытаются донести? И как это проверить? Единственный вариант — задавать нестандартные, адаптированные под ситуацию вопросы, обсуждать прочитанное и просмотренное. Например, прежде чем показать видео, можно акцентировать внимание учеников на том, что им нужно из этого видео извлечь. Предложить, например, на основе фильма предположить, о чем будет урок, выделить какие-то свойства предметов из фильма или обсудить, какие мотивы есть у героев.
Спасибо, Жанна Алексеевна! Умение задать вопрос, проиграть ситуацию для большего понимания, но вот точка удивления можно оставить без пояснений. Сначала показываем потом по алгоритму работаем с вешью, картиной, видео.
I. Работа с текстом до чтения Самостоятельное ПРЕДУГАДЫВАНИЕ по названию, имени автора, ключевым словам, иллюстрации, с опорой на читательский опыт, определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев.
II. Работа с текстом во время чтения Самостоятельное чтение (дома или в классе), чтение – слушание, комбинированное чтение в соответствии с учетом особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, текста, фиксации первичных впечатлений, письменных ответов на вопросы, смежных видов искусств – на выбор учителя).
III. Перечитывание текста. Повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Постановка вопросов к тексту и к автору. Необходимый комментарий текста (словаря, подтекста). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
IV. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Выявление совпадений первоначальных предложений учащихся с окончательными выводами по тексту. Обращение к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
V. Работа с текстом после чтения Беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
Групповые занятия: в них создаются ситуации речевого общения: возможно распределение «ролей» в соответствии с индивидуальной подготовкой и склонностями каждого члена небольшого коллектива.
Тестовое
ОтветитьУдалитьСпасибо, Юлия Феликсовна, все работает. Комментировать можно.
ОтветитьУдалитьНаучить детей быть самостоятельными, добывать правильно нужную информацию, используя разные источники учащихся обобщать, сопереживать, анализировать, делать определенные выводы, учиться учить себя
ОтветитьУдалитьСпасибо, Лариса Александровна, вам в начальной школе это на мой взгляд сложнее всего. Ваша статья показала приемы формирования читательской грамотности. Это первые шаги умения читать между строк...
ОтветитьУдалитьДля решения задачи видеть неявную информацию учащиеся должны пройти по определенному алгоритму после прочтения текста:
ОтветитьУдалить- найти в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде, а затем и в неявном виде;
- определить тему и главную мысль текста;
- делить текст на смысловые части;
- вычленить основные события и их последовательности;
- сравнить между собой объекты, выделяя несколько существенных признаков;
- и еще раз выделить и понять информацию, представленную в неявном виде.
Новикова И.Л., ГБОУ №97
Ирина Львовна, благодарю вас за предоставленный алгоритм и методический подход в организации поиска информации.
УдалитьПонимает ли ребенок все, что до него пытаются донести? И как это проверить? Единственный вариант — задавать нестандартные, адаптированные под ситуацию вопросы, обсуждать прочитанное и просмотренное. Например, прежде чем показать видео, можно акцентировать внимание учеников на том, что им нужно из этого видео извлечь. Предложить, например, на основе фильма предположить, о чем будет урок, выделить какие-то свойства предметов из фильма или обсудить, какие мотивы есть у героев.
ОтветитьУдалитьФомина Ж.А. школа №97
Согласна с Вашим мнением.
УдалитьНовикова И.Л, ГБОУ №97
Спасибо, Жанна Алексеевна! Умение задать вопрос, проиграть ситуацию для большего понимания, но вот точка удивления можно оставить без пояснений. Сначала показываем потом по алгоритму работаем с вешью, картиной, видео.
УдалитьЯ бы тоже выделила этапы работы с текстом:
ОтветитьУдалитьI. Работа с текстом до чтения
Самостоятельное ПРЕДУГАДЫВАНИЕ по названию, имени автора, ключевым словам, иллюстрации, с опорой на читательский опыт, определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев.
II. Работа с текстом во время чтения
Самостоятельное чтение (дома или в классе), чтение – слушание, комбинированное чтение в соответствии с учетом особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, текста, фиксации первичных впечатлений, письменных ответов на вопросы, смежных видов искусств – на выбор учителя).
III. Перечитывание текста. Повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Постановка вопросов к тексту и к автору. Необходимый комментарий текста (словаря, подтекста). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
IV. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Выявление совпадений первоначальных предложений учащихся с окончательными выводами по тексту. Обращение к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
V. Работа с текстом после чтения
Беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
VI. Выполнение творческих заданий
Юлия Игоревна, спасибо за методический материал для коллег.
УдалитьГрупповые занятия: в них создаются ситуации речевого общения: возможно распределение «ролей» в соответствии с индивидуальной подготовкой и склонностями каждого члена небольшого коллектива.
ОтветитьУдалитьДа, согласна, Антонина Павловна это эффективный метод работы с учащимися. Кейс-технология по работе с текстами например...
Удалить