четверг, 2 марта 2017 г.

Вопрос №3


Наибольшее количество материалов прислано на секцию №3 "Культурные практики". В современных условиях это объективный факт. Преподавание история и культура Санкт-Петербурга постепенно переходит во внеурочную деятельность. Как вы думаете, в чем достоинства и риски преподавания краеведения только во внеурочной деятельности и дополнительном образовании. Свой ответ поясните.

21 комментарий:

  1. Явным достоинством преподавания краеведения во внеурочной деятельности является возможность использования разнообразных форм работы. Также материал может быть представлен с использованием технологии разноуровневой дифференциации. Данный курс позволяет найти учителю свои темы для углубленного изучения материала детьми с учетом интересов учащихся.
    Учителя ГБОУ 558 Белова Т.А., Сергеева Е.С.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, коллеги! Согласна с вами! Вопрос только в охвате учащихся. Для начальной школы это оптимально удобно...

      Удалить
  2. У преподавания краеведения во внеурочной деятельности больше плюсов нежели минусов. Однако, такое преподавание рискует стать в каком-то смысле однобоким, т.е. углубленное изучение одной из тем может вытеснить другие, также прописанные в образовательной программе. Терентьева А. С. школа 471

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна с вашей оценкой проблемы...Плюсы очевидны это свобода выбора моделей и тем, и возможная однобокость является существенным минусом...

      Удалить
  3. Один из существенных плюсов внеурочной деятельности - это отсутствие привязки ко времени урока. Потому что организовать урок в интересной форме, насыщенный, с игровыми (или соревновательными) элементами с полноценной рефлексией невозможно за 45 минут. Особенно в нашей школе, где количество учащихся в классах - под 40 человек (5 минут только уходит на перекличку). Кроме того, внеурочные занятия позволяют работать именно с теми ребятами, которые заинтересованы по-настоящему в данном предмете. Из "минусов" - если в школе ТОЛЬКО внеурочная деятельность, то это, безусловно, плохо, так как "культурная прививка" необходима всем без исключения.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за ваш комментарий. Очень хорошо сказали о "культурной прививке". Все-таки краеведческий "ликбез" необходим всем без исключения... Про плюсы внеурочной деятельности тоже понятно... Но вот охват учащихся на мой взгляд...это риск...

      Удалить
    2. Высказывания коллег о плюсах и минусах преподавания краеведения только на внеурочных занятиях интересны и убедительны. Действительно, можно согласиться,что прививать интерес к "доброму, вечному" нужно всем детям, поэтому полезно включать элементы краеведения на уроках. Положительные моменты есть и во внеурочной деятельности, это то, что у педагога нет жестких рамок, а больше возможностей и времени, чтобы окунуться в историю и культуру города.
      Учителя ГБОУ школа №558 Анреева Л.Н.,Григорьева А.Г., Склярова В.Н.

      Удалить
  4. Внимательно познакомилась с публикациями коллег, представивших свои статьи в рамках секции "Культурные практики". Спасибо всем авторам. Анализируя разработки пришла к выводу: к сожалению, понятие "культурная практика" понято и принято не всеми педагогами. К культурным практикам причисляют все - и игру по станциям, и квест, и урок, и литературно-музыкальную композицию ... Все, что не попадает в сферу урока. Похоже, коллеги, нужно обсуждать именно этот вопрос: что такое "культурная практика"? Быть может кто-то готов уже сейчас высказать свою точку зрения? Буду рада обсудить с Вами этот вопрос на этом форуме. Но если "нет", то приглашаю всех интересующихся к обсуждению в рамках Всероссийской научно-практической конференции "Культурные практики в образовательном процессе", которую проводит кафедра культурологического образования СПБ АППО 19-20 мая 2017 года.

    ОтветитьУдалить
  5. Внимательно познакомилась с публикациями коллег, представивших свои статьи в рамках секции "Культурные практики". Спасибо всем авторам. Анализируя разработки пришла к выводу: к сожалению, понятие "культурная практика" понято и принято не всеми педагогами. К культурным практикам причисляют все - и игру по станциям, и квест, и урок, и литературно-музыкальную композицию ... Все, что не попадает в сферу урока. Похоже, коллеги, нужно обсуждать именно этот вопрос: что такое "культурная практика"? Быть может кто-то готов уже сейчас высказать свою точку зрения? Буду рада обсудить с Вами этот вопрос на этом форуме. Но если "нет", то приглашаю всех интересующихся к обсуждению в рамках Всероссийской научно-практической конференции "Культурные практики в образовательном процессе", которую проводит кафедра культурологического образования СПБ АППО 19-20 мая 2017 года.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталия Геннадьевна спасибо за комментарий, да возможно нужны разъяснения, как с понятием проект... к которому зачастую причисляют все что имеет некий план действий...

      Удалить
    2. Насколько я понимаю, культурная практика - это различные виды деятельности ребенка, в ходе которых он получает практический опыт поведения в социокультурном пространстве. Задача педагога - создавать для ребёнка "ситуации", где бы он мог применить свой личный опыт и приобрести новый.

      Удалить
    3. Я была одной из тех, кто участвовал именно в секции про культурные практики. Не поленилась, поискала определения понятия "культурные практики", увидела, что четкое определение данного понятия дала Ната Борисовна Крылова. И в том виде, в котором это понятие определено ей, все участвующие в секции вполне попадают в рамки (хотя я могу ошибаться, так как довольно поверхностно изучала данный вопрос). М. В. Ефимова, ГБОУ 62

      Удалить
  6. Достоинства перевода краеведения только во "внеурочку"
    1. Возможность работать с действительно заинтересованными детьми.
    2. Исчезает необходимость оценивания по 5 - балльной системе
    3. Отсутствие жесткой "привязки" ко времени урока и возможность использования разнообразных форм работы
    Минусы
    То, что не оценивается, иногда считается необязательным, и отношение соответствующее (к сожалению, иногда и у заинтересованных детей)
    2. Тот, кто не посещает внеурочку, знаний о городе не получает.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо большое за ваш ответ, полностью согласна, минусы очевидны, обидно...что необязательность приводит к потере заинтересованности, может со временем это уйдет...

      Удалить
  7. В переходе преподавания ИиК СПб во внеурочной деятельности вижу больше минусов, чем плюсов. Во внеурочке нет четкой системы, даются темы "выигрышные", "красивые", чтобы поддерживать интерес тех кто пришел. А у ребят 5-6 класса "кружок по фото, а еще и петь охота", и к марту в группе из 15 человек осталось только 8. Очень жаль, подготовка у учителя очень большая, и хотелось бы сделать "культурную прививку" всем, чтобы не началась эпидемия равнодушия, безразличия и разрушения города, улицы, дома и даже страны.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Знакомая история которую рассказывают педагоги... Спасибо Светлана Викторовна!

      Удалить
  8. Высказывания коллег о плюсах и минусах преподавания краеведения только на внеурочных занятиях интересны и убедительны. Действительно, можно согласиться,что прививать интерес к "доброму, вечному" нужно всем детям, поэтому полезно включать элементы краеведения на уроках. Положительные моменты есть и во внеурочной деятельности, это то, что у педагога нет жестких рамок, а больше возможностей и времени, чтобы окунуться в историю и культуру города.
    Учителя ГБОУ школа №558 Анреева Л.Н.,Григорьева А.Г., Склярова В.Н.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Большое спасибо за Ваше мнение. Да, ситуация далеко не так однозначна, как кажется на первый взгляд. И то, что применимо в начальной школе, не всегда даёт результаты в более старших классах.

      Удалить
  9. Согласна с мнением коллеги, Наталии Алексеевой, хотела добавить, что, конечно, с заинтересованными детьми куда приятнее и интереснее работать и еще:в преподавании внеурочки каждый идет своим путем-это и плюс и минус одновременно, пока нет системы, опыта...В то же время, курс "Истории СПб" уже разработан, есть программа, учебники.. А знания по истории и культуре края не менее нужны, чем знания математики, например. А если курс уйдет, а финансирование внеурочки прекратится, с чем мы все останемся?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Останемся только с часами кружков, которых явно на всех не хватит... И кроме того, кружок - дело ещё более добровольное, нежели внеурочное занятие...

      Удалить
  10. Преподавание ИиКСПб во внеурочке имеет свои преимущества. Это возможность в более свободной форме обсуждать и действовать. Но это требует от преподавателя гораздо больших усилий - если курс держится только на интересе детей, то этот интерес надо постоянно поддерживать, а это - необходимость постоянной разработки новых интересных способов и методов работы.

    ОтветитьУдалить