среда, 19 апреля 2023 г.

Воспитательный потенциал школьного краеведения

 Как превратить процесс «изучения города» в процесс «воспитания городом»? При каких организационно-педагогических условиях культурное наследие Санкт-Петербурга может стать инструментом личностного развития учащихся?

9 комментариев:

  1. На наш взгляд, процесс «изучения города» можно превратить в процесс «воспитания городом» через использование проектной деятельности при изучении Санкт-Петербурга. Ведь город- это и есть образовательное пространство.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Отличный Ответ! Спасибо, да город - это пространство для получения знаний.

      Удалить
  2. Андреева Л.Н., Григорьева А.Г., Склярова В.Н., ГБОУ школа №558
    Изучение истории города, его архитектуры и главных действующих лиц должно сочетаться с выходом в город, в музеи и театры, с возможностью увидеть реальный объект или место. Тогда ребенок более эмоционально будет реагировать на информацию, «проживать» ее, что способствует личностному развитию учащихся и запускает процесс «воспитания городом».

    ОтветитьУдалить
  3. Добрый день! Это весьма дискуссионный вопрос... Вероятно, нужно сместить оценки в его изучении, переключиться с политической и экономической истории на социокультурный аспект. Если рассматривать город как целостную социокультурную среду, как социокультурное явление исторического процесса, это "повернет" вектор его восприятия детьми, сделав культурное наследие Санкт-Петербурга инструментом личностного развития учащихся.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да город это инструмент для социального проектирования способствующего личностному росту ребенка.

      Удалить
  4. Наши школьники живут в районе, который внешне мало отличается от спальных районов многих провинциальных российских городов. И иногда можно слышать даже от взрослых людей: да тут и истории -то никакой нет. Наша задача раскрыть глаза детям, а иногда и их родителям, на прошлое северных окраин. Сколько в их истории замечательных примеров, сколько судеб, биографий, способных повлиять на становление личности. Это и подвиг учёных нашего Петербургского Кембриджа, и славные трудовые достижения рабочих и конструкторов Выборгской заводской стороны, и страницы спортивной летописи Ленинграда, вписанные футболистами, лыжниками, атлетами Удельной, Озерков и Парголово, и, конечно, беспримерное мужество блокадников и защитников города, чьи части были расположены в том числе и в нашей Сосновке. Вместе с детьми изучать наш район всеми доступными способами - это наш воспитательный потенциал.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ольга Юрьевна! Нужно учить ребят находить необычное в обычном! Наша Выборгская сторона - открытая книга для школьников. Наше историческое наследие!

      Удалить
  5. Наш город сам создает образовательную среду, в которой условия превращаются в возможности для саморазвития, самоопределения и творческой активности.
    Сейчас в обиход вошел термин нарратив
    Под "нарративом" принято понимать "речевое изложение событий" (как устное, так и письменное). Термин пришёл из историографии, где он появился при разработке концепции «нарративной истории». Она предлагала рассматривать события не сухо и объективно, а в связи с их интерпретацией. Современные дети воспринимают город как объект разлечения. Значит надо соответствовать их запросам-через игру "открывать город"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер! Увидел ваш комментарий и не смог пройти мимо: нарратив, как вы верно отметили, — это всегда интерпретация, она следует определенному канону. На мой взгляд это обязывает призвать коллег к осторожности! Специалисты как раз отходят в наше время от нарративной истории. В этом смысле весьма интересен следующий труд: Уайт X. Метаистория: историческое воображение в Европе XIX века. (М.: Изд-во Урал. ун-та, 2002 — очень хороший перевод). Рекомендую!

      Удалить